Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
СТАТЬИ
Нужны методы увеличения нефтеотдачи
Нужны методы увеличения нефтеотдачи http://energyland.info/analitic-show-49848
05.07.10 11:44
Отсутствие
до настоящего времени эффективной государственной системы управления
рациональной разработкой месторождений нефти являются причиной усиления
негативных процессов в воспроизводстве сырьевой базы нефтедобычи. Анализ
состояния сырьевой базы России показывает, что решить проблему ее
воспроизводства только за счет открытия новых месторождений в
труднодоступных регионах и ввода их в разработку невозможно.
В международной практике роль воспроизводства сырьевой базы
нефтедобычи за счет внедрения современных методов увеличения нефтеотдачи
(тепловых, газовых, химических, микробиологических) на базе
инновационных техники и технологий быстро растет и становится все более
приоритетной. К настоящему времени, благодаря такому инновационному
развитию нефтедобычи, мировые доказанные извлекаемые запасы увеличились в
1,4 раза, т.е. на 65 млрд. т, а проектная нефтеотдача – до 50%, что в
1,6 раза больше, чем в России. Инновационному развитию нефтедобычи
способствует то обстоятельство, что во многих странах (США, Канаде,
Норвегии, Китае, Индонезии и др.) создаются специальные государственные
программы промысловых испытаний и освоения современных методов
увеличения нефтеотдачи (МУН), а также экономические условия, побуждающие
недропользователей активно участвовать в реализации этих программ.
Дополнительная добыча нефти за счет применения приоритетных МУН в СССР и России (тепловых, газовых, физико-химических)
В
нашей стране в 1985-1991 гг. также успешно функционировала такая
программа, в результате реализации которой за этот короткий период дополнительная
добыча нефти за счет применения современных МУН увеличилась в четыре
раза и достигла внушительной для того времени величины порядка 12 млн т.
Руководство программой осуществлял Миннефтепром СССР, а
головной научно-технологической организацией был МНТК «Нефтеотдача».
Однако после развала страны программа инновационного развития была
свернута. Это обстоятельство наряду со значительным ростом
трудноизвлекаемых запасов, доля которых уже превысила 65%, привело к
падению проектной нефтеотдачи в стране. Средняя ее величина в последние
15 лет составляет 30%, что является одним из самых низких показателей в
мировой практике нефтедобычи. Фактически невостребованность
современных МУН негативно сказывается на конкурентоспособности нефтяных
компаний во внешнеэкономической деятельности.
Динамика проектной нефтеотдачи в России
Именно
поэтому в соответствии с Указом Президента РФ №137 от 03 февраля 2004
г. «О преобразовании государственного предприятия «Российское
внешнеэкономическое объединение «Зарубежнефть» в открытое акционерное
общество» ОАО «Зарубежнефть» в числе основных приоритетных направлений
деятельности определены отработка современных МУН и применение
инновационных отечественных технологий разработки нефтегазовых
месторождений. Для развития этих направлений в состав ОАО
«Зарубежнефть» (далее – Общество) был включен ОАО «РМНТК «Нефтеотдача»
(с ведущими отраслевыми институтами ОАО «ВНИИнефть» и ОАО
«Гипровостокнефть»), успешно осуществлявший роль головной организации в
формировании и реализации в 80-е годы упомянутой выше государственной
программы промысловых испытаний и освоения современных МУН. Таким
образом, по существу, перед Обществом поставлена задача по
восстановлению функции РМНТК «Нефтеотдача» и использованию
положительного опыта по созданию, развитию и широкому распространению, в
том числе и во внешнеэкономической деятельности, современных МУН. Решить
эти задачи возможно только путем восстановления программы
воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного
развития, промысловых испытаний и освоения современных МУН и создания
эффективной государственной системы управления рациональной разработкой
месторождений. С 2000 года Общество совместно с Государственной Думой,
Федеральным агентством по энергетике (Росэнерго), Правительством ХМАО -
Югра, нефтяными компаниями «Газпром нефть», «Лукойл», «РИТЭК»,
«Татнефть», «Сургутнефтегаз» и рядом региональных органов власти и
научно-исследовательских организаций целенаправленно ведет работу по
созданию экономических и правовых условий выполнения поставленных перед
Обществом задач. В настоящее время восстановлению программы
воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного
развития, промысловых испытаний и освоения современных МУН способствуют
определяющие факторы. Во-первых, многолетняя работа по формированию
двух Концепций – «Концепция государственного управления рациональным
использованием запасов нефти» и «Концепция программы преодоления падения
нефтеотдачи», в которых изложены конкретные предложения по
восстановлению в кратчайшие сроки отечественного потенциала современных
МУН и обеспечению их масштабного освоения для значительного увеличения
извлекаемых запасов нефти и их рационального использования. Предложенный
в Концепциях программный подход к реализации современных инновационных
МУН широко обсуждался и получил поддержку на Парламентских слушаниях,
конференциях, в нефтяных компаниях, в Комитете Совета Федерации по
природным ресурсам и охране окружающей среды Федерального собрания РФ, в
органах исполнительной власти – Минприроды России, Ростехнадзоре,
Росэнерго и в региональных структурах власти. Во-вторых, основные
положения Концепций легли в основу деятельности рабочих групп
Государственной Думы, Совета Федерации и Росэнерго по подготовке
документов, необходимых для формирования программы промысловых испытаний
и освоения современных МУН, экономического стимулирования нефтяных
компаний и организационных мероприятий по реализации и контролю за
выполнением данной программы. Особо следует отметить, что в связи с
упразднением Росэнерго в июне 2008 г., статус рабочей группы Росэнерго
до настоящего времени не определен, и дальнейшее продолжение ее
практической деятельности, а также, соответственно, решение важнейшей
межотраслевой задачи по преодолению падения нефтеотдачи, находится под
вопросом. Рабочей группой Росэнерго в апреле 2008 г. подготовлен и
доработан специалистами Общества проект Постановления Правительства РФ
«О формировании Государственной программы воспроизводства сырьевой базы
нефтедобычи на основе инновационного развития и внедрения современных
методов увеличения нефтеотдачи» (далее – Государственная программа
проектов МУН). В качестве первого этапа реализации этой программы
необходимо восстановление в кратчайшие сроки успешно действовавшей в
1985-1991 гг. Программы проектов промысловых испытаний и освоения
современных МУН. Основные принципы формирования данной Программы сводятся к следующему: - установление четкой трактовки термина «современные методы увеличения нефтеотдачи»; - открытый конкурс проектов с обеспечением участия всех недропользователей, в т.ч. в процессе отбора победителей; -
обязательное условие – приоритетность отечественных технологий и
технических средств и выполнение российскими предприятиями 100% от
общего объема работ с применением отечественных технологий; - ежегодное пополнение и корректировка программы; - организация независимой экспертизы предложенных проектов МУН; -
формирование Программы проектов МУН в уполномоченной организации на
специальной конкурсной комиссии с участием недропользователей; - утверждение Программы проектов МУН в Правительстве РФ. Данная
программа должна носить государственно-частный характер, при котором
государство предоставляет недропользователям экономические стимулы для
разработки и внедрения инновационных МУН, особенно, на этапе их
промысловых испытаний и осуществляет контроль за ходом реализации
проектов. В свою очередь, нефтяные компании осуществляют необходимые
инвестиции в разработку и реализацию проектов на этапе их промысловых
испытаний и их опытно-промышленном освоении.
В
этой связи, с целью стимулирования работ по развитию и внедрению
современных инновационных МУН обоснована необходимость и зкономическая
целесообразность предоставления недропользователям налоговых льгот, в
том числе: - нулевая ставка НДПИ на период реализации проекта со
сроком не более 10 лет, обоснованность которой определяется тем, что в
результате успешной реализации проектов современных МУН прирост
извлекаемых запасов сопоставим с вводом в разработку нового
месторождения, налоговые каникулы на который введены с 01.01.2007 г.; - освобождение от налога на прибыль средств, направленных на инновационное развитие нефтедобычи; - освобождение от налога дополнительных капитальных вложений на реализацию проекта; - освобождение объемов нефти, добываемой в ходе реализации проекта, от экспортных пошлин или их существенное снижение. Необходимо
отметить, что Общество готово принять активное участие в формировании и
реализации Государственной программы проектов МУН. При этом будет
использован накопленный в отраслевых институтах ОАО «ВНИИнефть» и ОАО
«Гипровостокнефть» потенциал защищенных патентами разработок в области
передовых технологий и современных МУН, прошедших в 1970-80-е гг.
успешные промысловые испытания и масштабное применение и которые могут
эффективно применяться на месторождениях многих российских компаний и за
рубежом, в том числе: - инновационное развитие современных МУН и их
отработка (термогазовое воздействие, интегрированные методы и др.) на
полигонах месторождений «Зарубежнефть», «Газпром нефть», «Лукойл»,
«РИТЭК»; - расширение внешнеэкономической деятельности в области
экспорта инновационных МУН, в частности отработка комбинированной
технологии (пар + химреагенты + воздух) на кубинском месторождении
тяжелой нефти Бока де Харуко (аналог Усинского месторождения), успешному
освоению которого ОАО «Зарубежнефть» придает важное значение в целях
восстановления экономического сотрудничества с Республикой Куба. В
целях решения сложной межотраслевой проблемы развития и промышленного
освоения МУН необходима скорейшая реализация следующих первоочередных
задач: 1. Восстановление специализированной государственной
научно-производственной организации в форме Консорциума «Нефтеотдача» в
составе РМНТК «Нефтеотдача», ВНИИнефть, Гипровостокнефть», РГУ им. И.М.
Губкина, ИПНГ РАН, ВНИГРИ, ВНИГНИ, ИГиРГИ, ИНГиГ им. А.А. Трофимука СО
РАН, НАЦ РН им. В.И. Шпильмана, ФГУП «ЗапСибНИИГГ» и ФГУП
«Исследовательский центр им. М.В. Келдыша» и обеспечение
равнодоступности нефтяных компаний к Программе проектов МУН и
прозрачности при ее формировании.
2.
Подготовка проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О
формировании Государственной программы воспроизводства сырьевой базы
нефтедобычи на основе инновационного развития и внедрения современных
методов увеличения нефтеотдачи», в котором должен быть отражен порядок
формирования и реализации программы инновационного развития и внедрения
современных МУН, а также ее первого этапа – программы проектов
промысловых испытаний и освоения современных МУН и необходимых для этого
нормативно-правовых документов. 3. Определение нового статуса
межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов развития и
промышленного освоения инновационных методов увеличения нефтеотдачи и
возобновление ее деятельности в Минэнерго России. 4. Совместно с
заинтересованными ведомствами и нефтяными компаниями организовать работу
по разработке организационно-правовых условий, стимулирующих внедрение
МУН на месторождениях с трудноизвлекаемыми и нетрадиционными запасами
нефти, формирование экономических стимулов и льготных условий
инвестирования нефтяными компаниями разработок инновационных проектов
МУН и их реализации. Для ускорения формирования ежегодно пополняемой
Программы проектов МУН имеется возможность в течение 2010 г. составить
программу первоочередных опытных работ по промысловым испытаниям
современных МУН из 9-12 проектов. Такое быстрое формирование первого
этапа программы определяется тем, что в некоторых крупных компаниях
проекты опытных работ в значительной мере уже либо выполнены, либо
находятся в стадии выполнения. Важно подчеркнуть, что эти проекты охватывают практически весь спектр трудноизвлекаемых запасов: - истощенные высокопродуктивные месторождения; - низкопроницаемые коллекторы, содержащие легкую нефть; - тяжелые нефти и битумы; - сложнопостроенные карбонатные коллекторы; - нетрадиционные запасы в нефтематеринской породе Баженовской свиты. Развитие работ по формированию и реализации Программы проектов МУН позволит к 2030 г. достичь следующих результатов: - прирост потенциала извлекаемых запасов нефти в размере не менее 40 млрд. т; - увеличение средней проектной нефтеотдачи с 30% до 39-40%); - увеличение потенциала дополнительной годовой добычи – 350-450 млн т; - экономия затрат на разведку новых месторождений – $35-50 млрд. Планируется увеличение поступлений в бюджет, благодаря: -
диверсификации нефтедобычи за счет развития смежных отраслей
(машиностроительной, химической, микробиологической, информационной); - развитию отечественных наукоемких технологий и сервисных предприятий; - кардинальному увеличению добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов в обустроенных регионах; - приросту извлекаемых запасов без затрат на разведку. Распоряжением
Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р утверждена
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (ЭС-2030), которая
формирует новые стратегические ориентиры развития российского ТЭК в
рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития,
заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17
ноября 2008 г. № 1662-р. В этой связи следует отметить, что
стратегические направления и параметры инновационного развития
российской нефтедобычи на долгосрочную перспективу, отраженные в
ЭС-2030, в основном согласуются с положениями Концепции программы
преодоления падения нефтеотдачи и стратегией развития Общества в том
числе, в отношении: - необходимости государственной поддержки в развитии сырьевой базы нефтедобычи; - разработки новых технологий повышения нефтеотдачи пластов и стимулировании их внедрения; - увеличения нефтеотдачи от 30% в 2008 г. до 30-32% в 2013-2015 гг., 32-35% в 2020-2022 гг. и 35-37% в 2030 г.
Согласно
этой оценке, в настоящее время нефтеотдача снизилась до величины, не
превышающей 30%, но не увеличилась до 37%, как это утверждается
некоторыми правительственными структурами. Принятие Правительством
России Постановления о формировании Государственной программы
воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного
развития, промысловых испытаний и освоения современных методов
увеличения нефтеотдачи является главным условием преодоления падения
нефтеотдачи и успешного решения важной государственной проблемы
воспроизводства минерально-сырьевой базы российской нефтедобычи. Системная
работа по инновационному развитию нефтедобычи позволит нашей стране в
довольно короткие сроки выйти в мировые лидеры как по уровню извлекаемых
запасов, так и по устойчивому уровню добычи нефти.
Аркадий Боксерман, советник Генерального директора ОАО «Зарубежнефть», д.т.н., профессор
|
Категория: Мои статьи | Добавил: MisFir (28.07.2010)
|
Просмотров: 1553
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|