Среда, 25.12.2024, 07:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Информация по ТЭК
















Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

СТАТЬИ

Главная » Статьи » Мои статьи

Нужны методы увеличения нефтеотдачи

Нужны методы увеличения нефтеотдачи


http://energyland.info/analitic-show-49848
05.07.10 11:44
Нужны методы увеличения нефтеотдачи Отсутствие до настоящего времени эффективной государственной системы управления рациональной разработкой месторождений нефти являются причиной усиления негативных процессов в воспроизводстве сырьевой базы нефтедобычи. Анализ состояния сырьевой базы России показывает, что решить проблему ее воспроизводства только за счет открытия новых месторождений в труднодоступных регионах и ввода их в разработку невозможно.
В международной практике роль воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи за счет внедрения современных методов увеличения нефтеотдачи (тепловых, газовых, химических, микробиологических) на базе инновационных техники и технологий быстро растет и становится все более приоритетной. К настоящему времени, благодаря такому инновационному развитию нефтедобычи, мировые доказанные извлекаемые запасы увеличились в 1,4 раза, т.е. на 65 млрд. т, а проектная нефтеотдача – до 50%, что в 1,6 раза больше, чем в России.
Инновационному развитию нефтедобычи способствует то обстоятельство, что во многих странах (США, Канаде, Норвегии, Китае, Индонезии и др.) создаются специальные государственные программы промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи (МУН), а также экономические условия, побуждающие недропользователей активно участвовать в реализации этих программ.

1.jpg

Дополнительная добыча нефти за счет применения приоритетных МУН в СССР и России (тепловых, газовых, физико-химических)

В нашей стране в 1985-1991 гг. также успешно функционировала такая программа, в результате реализации которой за этот короткий период дополнительная добыча нефти за счет применения современных МУН увеличилась в четыре раза и достигла внушительной для того времени величины порядка 12 млн т.
Руководство программой осуществлял Миннефтепром СССР, а головной научно-технологической организацией был МНТК «Нефтеотдача». Однако после развала страны программа инновационного развития была свернута. Это обстоятельство наряду со значительным ростом трудноизвлекаемых запасов, доля которых уже превысила 65%, привело к падению проектной нефтеотдачи в стране. Средняя ее величина в последние 15 лет составляет 30%, что является одним из самых низких показателей в мировой практике нефтедобычи.
Фактически невостребованность современных МУН негативно сказывается на конкурентоспособности нефтяных компаний во внешнеэкономической деятельности.

2.jpg

Динамика проектной нефтеотдачи в России

Именно поэтому в соответствии с Указом Президента РФ №137 от 03 февраля 2004 г. «О преобразовании государственного предприятия «Российское внешнеэкономическое объединение «Зарубежнефть» в открытое акционерное общество» ОАО «Зарубежнефть» в числе основных приоритетных направлений деятельности определены отработка современных МУН и применение инновационных отечественных технологий разработки нефтегазовых месторождений.
Для развития этих направлений в состав ОАО «Зарубежнефть» (далее – Общество) был включен ОАО «РМНТК «Нефтеотдача» (с ведущими отраслевыми институтами ОАО «ВНИИнефть» и ОАО «Гипровостокнефть»), успешно осуществлявший роль головной организации в формировании и реализации в 80-е годы упомянутой выше государственной программы промысловых испытаний и освоения современных МУН.
Таким образом, по существу, перед Обществом поставлена задача по восстановлению функции РМНТК «Нефтеотдача» и использованию положительного опыта по созданию, развитию и широкому распространению, в том числе и во внешнеэкономической деятельности, современных МУН.
Решить эти задачи возможно только путем восстановления программы воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного развития, промысловых испытаний и освоения современных МУН и создания эффективной государственной системы управления рациональной разработкой месторождений. С 2000 года Общество совместно с Государственной Думой, Федеральным агентством по энергетике (Росэнерго), Правительством ХМАО - Югра, нефтяными компаниями «Газпром нефть», «Лукойл», «РИТЭК», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и рядом региональных органов власти и научно-исследовательских организаций целенаправленно ведет работу по созданию экономических и правовых условий выполнения поставленных перед Обществом задач.
В настоящее время восстановлению программы воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного развития, промысловых испытаний и освоения современных МУН способствуют определяющие факторы.
Во-первых, многолетняя работа по формированию двух Концепций – «Концепция государственного управления рациональным использованием запасов нефти» и «Концепция программы преодоления падения нефтеотдачи», в которых изложены конкретные предложения по восстановлению в кратчайшие сроки отечественного потенциала современных МУН и обеспечению их масштабного освоения для значительного увеличения извлекаемых запасов нефти и их рационального использования.
Предложенный в Концепциях программный подход к реализации современных инновационных МУН широко обсуждался и получил поддержку на Парламентских слушаниях, конференциях, в нефтяных компаниях, в Комитете Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Федерального собрания РФ, в органах исполнительной власти – Минприроды России, Ростехнадзоре, Росэнерго и в региональных структурах власти.
Во-вторых, основные положения Концепций легли в основу деятельности рабочих групп Государственной Думы, Совета Федерации и Росэнерго по подготовке документов, необходимых для формирования программы промысловых испытаний и освоения современных МУН, экономического стимулирования нефтяных компаний и организационных мероприятий по реализации и контролю за выполнением данной программы.
Особо следует отметить, что в связи с упразднением Росэнерго в июне 2008 г., статус рабочей группы Росэнерго до настоящего времени не определен, и дальнейшее продолжение ее практической деятельности, а также, соответственно, решение важнейшей межотраслевой задачи по преодолению падения нефтеотдачи, находится под вопросом.
Рабочей группой Росэнерго в апреле 2008 г. подготовлен и доработан специалистами Общества проект Постановления Правительства РФ «О формировании Государственной программы воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного развития и внедрения современных методов увеличения нефтеотдачи» (далее – Государственная программа проектов МУН).
В качестве первого этапа реализации этой программы необходимо восстановление в кратчайшие сроки успешно действовавшей в 1985-1991 гг. Программы проектов промысловых испытаний и освоения современных МУН.
Основные принципы формирования данной Программы сводятся к следующему:
- установление четкой трактовки термина «современные методы увеличения нефтеотдачи»;
- открытый конкурс проектов с обеспечением участия всех недропользователей, в т.ч. в процессе отбора победителей;
- обязательное условие – приоритетность отечественных технологий и технических средств и выполнение российскими предприятиями 100% от общего объема работ с применением отечественных технологий;
- ежегодное пополнение и корректировка программы;
- организация независимой экспертизы предложенных проектов МУН;
- формирование Программы проектов МУН в уполномоченной организации на специальной конкурсной комиссии с участием недропользователей;
- утверждение Программы проектов МУН в Правительстве РФ.
Данная программа должна носить государственно-частный характер, при котором государство предоставляет недропользователям экономические стимулы для разработки и внедрения инновационных МУН, особенно, на этапе их промысловых испытаний и осуществляет контроль за ходом реализации проектов. В свою очередь, нефтяные компании осуществляют необходимые инвестиции в разработку и реализацию проектов на этапе их промысловых испытаний и их опытно-промышленном освоении.

t1.jpg

В этой связи, с целью стимулирования работ по развитию и внедрению современных инновационных МУН обоснована необходимость и зкономическая целесообразность предоставления недропользователям налоговых льгот, в том числе:
- нулевая ставка НДПИ на период реализации проекта со сроком не более 10 лет, обоснованность которой определяется тем, что в результате успешной реализации проектов современных МУН прирост извлекаемых запасов сопоставим с вводом в разработку нового месторождения, налоговые каникулы на который введены с 01.01.2007 г.;
- освобождение от налога на прибыль средств, направленных на инновационное развитие нефтедобычи;
- освобождение от налога дополнительных капитальных вложений на реализацию проекта;
- освобождение объемов нефти, добываемой в ходе реализации проекта, от экспортных пошлин или их существенное снижение.
Необходимо отметить, что Общество готово принять активное участие в формировании и реализации Государственной программы проектов МУН. При этом будет использован накопленный в отраслевых институтах ОАО «ВНИИнефть» и ОАО «Гипровостокнефть» потенциал защищенных патентами разработок в области передовых технологий и современных МУН, прошедших в 1970-80-е гг. успешные промысловые испытания и масштабное применение и которые могут эффективно применяться на месторождениях многих российских компаний и за рубежом, в том числе:
- инновационное развитие современных МУН и их отработка (термогазовое воздействие, интегрированные методы и др.) на полигонах месторождений «Зарубежнефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «РИТЭК»;
- расширение внешнеэкономической деятельности в области экспорта инновационных МУН, в частности отработка комбинированной технологии (пар + химреагенты + воздух) на кубинском месторождении тяжелой нефти Бока де Харуко (аналог Усинского месторождения), успешному освоению которого ОАО «Зарубежнефть» придает важное значение в целях восстановления экономического сотрудничества с Республикой Куба.
В целях решения сложной межотраслевой проблемы развития и промышленного освоения МУН необходима скорейшая реализация следующих первоочередных задач:
1. Восстановление специализированной государственной научно-производственной организации в форме Консорциума «Нефтеотдача» в составе РМНТК «Нефтеотдача», ВНИИнефть, Гипровостокнефть», РГУ им. И.М. Губкина, ИПНГ РАН, ВНИГРИ, ВНИГНИ, ИГиРГИ, ИНГиГ им. А.А. Трофимука СО РАН, НАЦ РН им. В.И. Шпильмана, ФГУП «ЗапСибНИИГГ» и ФГУП «Исследовательский центр им. М.В. Келдыша» и обеспечение равнодоступности нефтяных компаний к Программе проектов МУН и прозрачности при ее формировании.

t2.jpg

2. Подготовка проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О формировании Государственной программы воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного развития и внедрения современных методов увеличения нефтеотдачи», в котором должен быть отражен порядок формирования и реализации программы инновационного развития и внедрения современных МУН, а также ее первого этапа – программы проектов промысловых испытаний и освоения современных МУН и необходимых для этого нормативно-правовых документов.
3. Определение нового статуса межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов развития и промышленного освоения инновационных методов увеличения нефтеотдачи и возобновление ее деятельности в Минэнерго России.
4. Совместно с заинтересованными ведомствами и нефтяными компаниями организовать работу по разработке организационно-правовых условий, стимулирующих внедрение МУН на месторождениях с трудноизвлекаемыми и нетрадиционными запасами нефти, формирование экономических стимулов и льготных условий инвестирования нефтяными компаниями разработок инновационных проектов МУН и их реализации.
Для ускорения формирования ежегодно пополняемой Программы проектов МУН имеется возможность в течение 2010 г. составить программу первоочередных опытных работ по промысловым испытаниям современных МУН из 9-12 проектов.
Такое быстрое формирование первого этапа программы определяется тем, что в некоторых крупных компаниях проекты опытных работ в значительной мере уже либо выполнены, либо находятся в стадии выполнения.
Важно подчеркнуть, что эти проекты охватывают практически весь спектр трудноизвлекаемых запасов:
- истощенные высокопродуктивные месторождения;
- низкопроницаемые коллекторы, содержащие легкую нефть;
- тяжелые нефти и битумы;
- сложнопостроенные карбонатные коллекторы;
- нетрадиционные запасы в нефтематеринской породе Баженовской свиты.
Развитие работ по формированию и реализации Программы проектов МУН позволит к 2030 г. достичь следующих результатов:
- прирост потенциала извлекаемых запасов нефти в размере не менее 40 млрд. т;
- увеличение средней проектной нефтеотдачи с 30% до 39-40%);
- увеличение потенциала дополнительной годовой добычи – 350-450 млн т;
- экономия затрат на разведку новых месторождений – $35-50 млрд.
Планируется увеличение поступлений в бюджет, благодаря:
- диверсификации нефтедобычи за счет развития смежных отраслей (машиностроительной, химической, микробиологической, информационной);
- развитию отечественных наукоемких технологий и сервисных предприятий;
- кардинальному увеличению добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов в обустроенных регионах;
- приросту извлекаемых запасов без затрат на разведку.
Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (ЭС-2030), которая формирует новые стратегические ориентиры развития российского ТЭК в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
В этой связи следует отметить, что стратегические направления и параметры инновационного развития российской нефтедобычи на долгосрочную перспективу, отраженные в ЭС-2030, в основном согласуются с положениями Концепции программы преодоления падения нефтеотдачи и стратегией развития Общества в том числе, в отношении:
- необходимости государственной поддержки в развитии сырьевой базы нефтедобычи;
- разработки новых технологий повышения нефтеотдачи пластов и стимулировании их внедрения;
- увеличения нефтеотдачи от 30% в 2008 г. до 30-32% в 2013-2015 гг., 32-35% в 2020-2022 гг. и 35-37% в 2030 г.

box1.jpgСогласно этой оценке, в настоящее время нефтеотдача снизилась до величины, не превышающей 30%, но не увеличилась до 37%, как это утверждается некоторыми правительственными структурами.
Принятие Правительством России Постановления о формировании Государственной программы воспроизводства сырьевой базы нефтедобычи на основе инновационного развития, промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи является главным условием преодоления падения нефтеотдачи и успешного решения важной государственной проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы российской нефтедобычи.
Системная работа по инновационному развитию нефтедобычи позволит нашей стране в довольно короткие сроки выйти в мировые лидеры как по уровню извлекаемых запасов, так и по устойчивому уровню добычи нефти.

Аркадий Боксерман
, советник Генерального директора ОАО «Зарубежнефть», д.т.н., профессор
Категория: Мои статьи | Добавил: MisFir (28.07.2010)
Просмотров: 1553 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОЛЕЗНОЕ
Scholar.ru - Поиск научных публикаций
Поиск

Диссертация по ТЭК © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz