Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
СТАТЬИ
Кризис газотранспортной стратегии
Кризис газотранспортной стратегии http://energyland.info/analitic-show-46226
17.05.10 14:38
Мировая
газовая отрасль переживает сегодня глубокий структурный кризис,
серьезность которого, а в отдельных аспектах даже революционность,
остаются пока неосознанными в России - как на уровне бизнеса, так и на
уровне государства. Нет единого мнения на этот счет и в экспертном
сообществе.
Целостному восприятию этого кризиса мешает, с одной стороны, его
многоплановость, а с другой стороны то, что многие его проявления
ошибочно связывают с последствиями мирового общеэкономического кризиса
по причине их отчасти случайного, отчасти закономерного смешения во
времени. Первый столп этого кризиса - изменение региональной динамики и структуры спроса,
связанные, прежде всего, с переходом в стадию насыщения национальных
газовых рынков большинства развитых стран (ЕС, Северная Америка, Япония)
и быстрым ростом доли и значения развивающихся экономик Азии в
общемировом спросе на газ, что приводит к серьезным долгосрочным
изменениям географии мировой газовой отрасли, смещению газотранспортных
потоков и изменению подходов в логистике поставок. Вторая не менее важная составная часть кризиса – активно развивающаяся перестройка ценообразования на
основных региональных рынках с существенным увеличением роли спотовой
торговли и независимых биржевых механизмов ценообразования в целом.
Конечным результатом этого долгого процесса станет, по всей видимости,
полный отказ в 2020-е гг. от привязки договорных цен на газ к стоимости
нефтяной корзины в пользу самостоятельного биржевого формирования цен по
принципу того же нефтяного рынка. Сам по себе этот вопрос носит
достаточно технический характер и не был бы так интересен, если бы не
многолетний опыт биржевой торговли газом в США. Сравнительный анализ цен
на основном американском узле газовой торговли Henry Hub и динамики цен
сырой нефти марки WTI (выбор конкретной марки в данном случае не
принципиален) показывает, что, за исключением двух очень коротких
отрезков времени, природный газ в США и в 1990-е, и в 2000-е гг. стоил
стабильно дешевле нефти в сопоставимых величинах. Еще более интересный
процесс наблюдается, начиная с середины 2009 г. и по текущий момент:
газовые цены под воздействием внутренних факторов перестали реагировать
на бурный рост нефтяных цен, показывая вместо ожидаемого роста не только
стагнацию, но даже снижение.
Сравнительная динамика цен на природный газ и нефть марки WTI в США в 1996-2010 гг. (источник: ГУ ИЭС)
Безусловно,
в этой динамике свою роль играют и экономический кризис, и ажиотаж
вокруг сланцевого газа, и переизбыток СПГ на мировом рынке, однако за
всеми конъюнктурными факторами можно разглядеть важный сигнал:
независимое ценообразование на газ, по сравнению с нефтяным рынком
намного менее подверженное влиянию спекулятивного капитала и
соответственно в большей степени зависимое от фундаментального
соотношения спроса и предложения, может привести к долгосрочному
снижению цен на природный газ при наличии свободных производственных
мощностей. Наконец, третью часть кризиса составляет серьезное, а в отдельных аспектах даже радикальное переосмысление энергетической политики в развитых странах мира, наметившиеся в последние два-три года, в т.ч.: - стремление к диверсификации импорта за счет уменьшения доли традиционных поставщиков; -
ужесточение доступа компаний-поставщиков энергоресурсов к транспортным и
распределительным активам внутри их основных рынков сбыта; - сокращение темпов роста потребления энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности и энергосбережения; - уменьшение доли углеводородов, включая природный газ, в энергобалансе. Все три процесса идут параллельно, достаточно стихийно и очень быстро,
и на глубинном смысловом уровне отражают начавшийся переход всей
мировой энергетики к новой фазе своего развития, завершение которого
ожидается в 2030-2040-х гг. Осмысление этого кризиса и его
последствий имеет принципиальное значение для газовой отрасли России с
ее огромными инвестиционными планами (до 0,5 трлн долл. к 2030 г.) и
высокой зависимостью от внешних рынков сбыта. При этом в основную группу
риска попадают газотранспортные проекты, как в силу своей низкой
мобильности и гибкости, так и по причине высокой капиталоемкости при
долгой окупаемости.
Существующая
газотранспортная система Европейской части России и Западной Сибири -
Единая система газоснабжения (Источник: ОАО «Газпром»)
Господствующая
сегодня концепция развития экспортной газотранспортной инфраструктуры
России, на которую, в частности, ориентируется инвестиционная политика
ОАО «Газпром», сложилась в своих основных чертах к 2005-2006 гг. Таким
образом, она отталкивается от условий развития газовой отрасли
4-5-летней давности, которые имеют весьма мало общего с завтрашним днем. Ниже представлен перечень основных отраслевых проектов в этой сфере по оценке уровня риска при их дальнейшей реализации.
Перечень реализуемых и планируемых газотранспортных проектов ОАО «Газпром» (источник: ГУ ИЭС)
Большой
удачей является то, что почти все перечисленные экспортные
газотранспортные проекты находятся сегодня еще в самой начальной,
зачаточной стадии, и могут быть (еще почти безболезненно) пересмотрены с учетом новых условий развития внешних рынков сбыта,
при наличии соответствующей политической воли ОАО «Газпром» и
Правительства России. Это касается не только новых рынков сбыта, таких
как Китай, но и, прежде всего, традиционных - Европы и СНГ. На наш взгляд, газотранспортная политика России в новых условиях может отталкиваться от трех основных ориентиров: -
первоочередного, многократного увеличения инвестиций в развитие
технологий и техники, способствующих уменьшению себестоимости добычи и
транспортировки газа в российских условиях для поддержания ценовой
конкурентоспособности российского газа на мировых рынках. Высокая
неопределенность дальнейшей динамики цен на газ в условиях изменения
механизмов ценообразования на международных рынках и значительно более
низкая себестоимость производства газа во многих странах Азии и Африки
ставит проблему снижения себестоимости будущего российского газа на
первое место. Без целенаправленного, существенного и постоянного
снижения издержек при добыче и транспортировке газа прокладка любых
новых газопроводных маршрутов равносильно закапыванию денег в землю; - принципиальной переориентации экспорта с поставок топливного газа на поставки продукции высокого передела газа; -
минимизации строительства новых экспортных трубопроводных маршрутов за
счет максимально эффективного использования возможностей уже
существующей ГТС, включая транзитные мощности Украины и Белоруссии, а
также более решительного, чем планируется сегодня, развития сети
подземных хранилищ газа в Европейской части России. Все это не означает конец эпохи трубопроводов, о чем часто говорят, но меняется их роль под давлением всеобщего процесса диверсификации рисков и источников поставок –
одной из главных особенностей энергетики XXI века. Только в этом случае
российская газовая отрасль сумеет адекватно отреагировать на вызовы
нашего времени и сохранить свою конкурентоспособность и значимость в
мировой энергетической системе.
Алексей Белогорьев, руководитель Экспертно-аналитического управления по ТЭК Института энергетической стратегии
|
Категория: Мои статьи | Добавил: MisFir (28.07.2010)
|
Просмотров: 848
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|