Геополитические интересы России в свете энергетической безопасности
|
Елена ТЕЛЕГИНА,
заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации,
доктор экономических наук,
профессор |
Основополагающая роль
топливно-энергетического комплекса в экономике России выдвигает на
передний план проблему энергетической безопасности страны. Это означает
не только обеспечение нужд общества, но и максимально эффективное
использование уникального потенциала страны, обладающей 13% мировых
ресурсов нефти, 23% - угля, 45% - природного газа. В системе
национальной и экономической безопасности России энергетическая
безопасность является одной из важнейших составляющих защиты жизненно
важных интересов общества, государственного суверенитета,
территориальной целостности. Обеспечение энергетической безопасности
России - неотъемлемая часть энергетической политики страны в целом.
Что ослабляет наши возможности
Энергетическая безопасность России
подвержена влиянию различных причин и дестабилизирующих факторов
экономического, социально-политического, техногенного и природного
характера, причем как внутренних, так и внешних. Ни одна другая отрасль
российской экономики не является, в силу объективных причин, так тесно
связанной и так сильно зависимой от внешнеэкономических факторов, как
ТЭК.
В настоящее время ситуация на глобальной
топливно-энергетической сцене, где нарушен баланс между центрами
производства и потребления энергии, усугубляется тем, что экономические
проблемы все чаще переходят в разряд политических. Если раньше
политические меры служили средством решения проблем энергообеспечения,
то теперь производство энергоресурсов и возможность их транспортировки к
потребителям используются в качестве средства политического давления. В
большей степени это относится к нефтегазовому сектору.
Геополитические и экономические изменения
в мире и, в том числе, в сопредельных государствах ближнего и дальнего
зарубежья выдвигают проблему обеспечения российских интересов в
энергетической сфере в разряд приоритетных в комплексе мер по
обеспечению национальной безопасности. При этом важнейшим средством
реализации долгосрочной энергетической политики России мы считаем
целенаправленную внешнеэкономическую деятельность, обеспечивающую
укрепление позиций России и ее топливно-энергетического комплекса в мире
и его регионах, развитие взаимодействия на энергетическом пространстве
стран СНГ.
Проблема обеспечения энергетической
безопасности России должна рассматриваться в международном контексте и
решаться путем интеграции усилий различных стран. Однако, руководствуясь
принципом "безопасность через партнерство", во главу угла мы должны
ставить экономические интересы России. При этом имеются в виду как
поддержка геополитических интересов страны в различных сопредельных
регионах ближнего и дальнего зарубежья, так и повышение эффективности
экономически обоснованного экспорта энергоресурсов, привлечение
иностранных инвестиций в отечественный ТЭК, поддержка продукции
отечественного машиностроения и другие аспекты, непосредственно
связанные с внешнеэкономической деятельностью и международным
сотрудничеством в сфере энергетики.
Среди внешнеэкономических и
внешнеполитических факторов, негативно влияющих на энергетическую
безопасность России, можно выделить основные:
неустойчивая конъюнктура, резкие колебания цен на мировых энергетических
рынках;
дискриминационные действия отдельных зарубежных стран и/или их сообществ
по отношению к России на международных рынках энергоресурсов,
оборудования и технологий;
ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов,
блокирование трубопроводов на территории транзитных государств,
несанкционированный отбор ими российских энергоресурсов, невыполнение
конвенции по свободе судоходства в проливах;
необоснованно высокие тарифы на транзит российских энергоресурсов через
территорию других государств и одновременное стремление международных
организаций и иностранных компаний добиться от России преференциального
доступа к экспортным трубопроводным мощностям для иностранных компаний,
ведущих добычу углеводородов на территории России, за счет российских
производителей;
противодействие участию российских энергокомпаний в освоении
месторождений углеводородного сырья за рубежом;
сохраняющаяся возможность военных конфликтов.
С учетом вышесказанного и в целях
обеспечения энергетической безопасности страны меры внешнеэкономического
и внешнеполитического характера должны быть направлены, прежде всего,
на сохранение и расширение позиции российских топливно-энергетических
ресурсов на мировых рынках на основе долгосрочных контрактов с учетом
поддержания необходимого баланса между внутренними потребностями
экономики в условиях низкого платежеспособного спроса и развитием
экспортного потенциала ТЭК, являющегося основным источником валютных
поступлений в государственный бюджет. Эти меры нацелены на
диверсификацию и качественную реструктуризацию экспорта энергоносителей,
увеличение доли конечных энергоносителей в общем объеме экспорта.
Далее, необходимо оптимизировать условия
реализации энергоресурсов на внешних рынках, в том числе путем участия в
их сбыте конечным потребителям, а также активизировать участие
российских компаний в зарубежном энергетическом секторе. Указанные меры
предусматривают реализацию мероприятий по обеспечению транзита
энергоресурсов через территорию России, а также дальнейшее развитие
инфраструктуры экспорта топливно-энергетических ресурсов. Наконец,
необходимо обеспечить комплекс мер, способствующих активизации внешних
инвестиционных потоков в ТЭК.
Практические условия стабилизации
В практическом плане реализации
перечисленных мер будет способствовать целый ряд условий, которые
целесообразно рассмотреть особо. Требуется скорейшее создание
правительственной комиссии по внешнеполитическому обеспечению интересов
Российской Федерации в энергетической сфере (Комиссия по энергетической
безопасности). Главная ее задача - координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти с целью согласования и реализации задач по
продвижению российских интересов в области энергетики, содействия
осуществлению экономических реформ, более глубокой интеграции России в
мировое хозяйство, утверждения ее роли в качестве влиятельного участника
мирового энергетического рынка.
Среди проблем, которые целесообразно
проработать в рамках Комиссии в первоочередном порядке, можно назвать
следующие: энергетическая стратегия на европейском и
азиатско-тихоокеанском направлениях; комплексная стратегия в Каспийском
(включая выработку правового статуса Каспия) и Черноморском регионах, в
отношениях с Ираком, Ираном, Ливией и в целом с ОПЕК; рекомендации
российским компаниям при взаимодействии с зарубежными транснациональными
корпорациями. Считаем, что одним из направлений работы Комиссии должна
стать разработка национальных нефте- и газоэкспортных стратегий.
Следует учредить институт специального
представителя президента Российской Федерации по вопросам Каспийского
региона. Каспий сегодня представляет собой естественную сферу интересов
России, и координация внешнеполитических усилий и внешнеэкономической
деятельности на этом направлении имеет приоритетное значение. Такая
координация позволит успешно противостоять не только территориальным
претензиям прикаспийских государств на углеводородные ресурсы Каспия при
неурегулированности его статуса, но и активизации американской
дипломатии в регионе, направленной на создание альтернативных российским
путей транспортировки нефти и газа из Азербайджана, Казахстана и
Туркменистана, что ведет, в конечном счете, к изоляции России от других
стран СНГ и ее вытеснению из региона.
Самой жизнью в повестку дня поставлена
задача разработки программ инвестиционной деятельности и процедур
организации финансирования инвестиционных энергетических проектов в
рамках сотрудничества с международными финансовыми организациями,
стратегическими и портфельными инвесторами. К приоритетным проектам,
отвечающим геополитическим и экономическим интересам России, мы относим
проект Балтийской трубопроводной системы, проекты экспорта
энергоресурсов в страны АТР, Ковыктинский газовый проект, нефтепровод
Каспийского трубопроводного консорциума, газопровод "Голубой поток" и
др.
Назрел вопрос о совершенствовании
законодательной базы, направленной на расширение и улучшение условий
привлечения иностранного капитала, в том числе в проекты, реализуемые на
условиях соглашений о разделе продукции.
Одно из необходимых условий для
реализации предлагаемых мер - привлечение кредитов международных
финансовых организаций (МФО) для программы реформирования и развития
российского ТЭК (займы Международного Банка реконструкции и развития,
Европейского Банка реконструкции и развития, Эксимбанка США, Эксимбанка
Японии и др.) и наполнение предоставленных межправительственных
кредитных линий. При этом необходимо осуществлять тесное взаимодействие
всех федеральных органов при формировании российской позиции на
переговорах с МФО в части обязательств России в области энергетики.
Целесообразно и дальше развивать
взаимодействие России со странами-экспортерами нефти, прежде всего ОПЕК,
по линии взаимного обмена информацией, мониторинга ситуации на мировом
рынке, координации ценовой политики. Это касается и сотрудничества с
международными энергетическими и экономическими (МЭА, Всемирный
энергетический совет, ИПЕК, ЕЭК, ЮНИДО и т.п.), а также региональными
организациями (АТЭС, ЧЭС и др.), что в перспективе будет способствовать
формированию универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового
рынка энергоносителей.
Серьезным фактором улучшения
инвестиционного климата в России является заключение серии международных
соглашений, способствующих формированию в нашей стране благоприятных
условий для привлечения инвестиций и создания унифицированных правил для
инвесторов. В связи с этим приобретает особое значение работа,
проводимая в рамках участия России в работе комитетов Энергетической
хартии, что поможет привлечению крупномасштабных инвестиций в российский
ТЭК и создаст предпосылки для либерализации внешней торговли
энергоресурсами. Аналогичным целям послужит вступление России во
Всемирную торговую организацию (ВТО).
Решению поставленных задач будет
способствовать развитие двусторонних контактов с зарубежными странами в
области ТЭК в рамках межправительственных комиссий по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству и рабочих групп по энергетическому
сотрудничеству.
Географические векторы устремлений
В региональном плане можно выделить
несколько приоритетных направлений, на которых реализуются
геополитические интересы России в области энергетики.
Европейское направление.
Оно остается главным в экспорте российских топливно-энергетических
ресурсов, что определяется уже достигнутой освоенностью и традиционной
ориентацией этого рынка на российские энергоносители. В условиях
либерализации европейских рынков газа и электроэнергии наши основные
задачи в данном регионе сводятся:
к сохранению конкурентоспособности российских ресурсов в условиях
растущей конкуренции со стороны не только ближневосточных и африканских
стран, но и Туркмениcтана, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана;
к участию российских структур в розничной продаже энергоносителей, в
акционировании и приватизации предприятий ТЭК стран региона (что
относится, в первую очередь, к странам Восточной и Юго-Восточной Европы)
и обеспечению выгодных и надежных условий транзита энергоресурсов в
Западную Европу;
к созданию надежной и достаточной энерготранспортной инфраструктуры с
привлечением инвестиционных средств, в том числе европейских партнеров
(газопровод Ямал - Западная Европа, Балтийская трубопроводная система,
создание Балтийского электроэнергетического кольца, газопровод в Европу
через Финляндию и другие).
Сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока.
Являясь крупнейшими конкурентами России на рынке нефти и газа, эти
государства в то же время представляют собой огромный потенциальный
источник финансовых ресурсов для развития ТЭК России. Ряд стран региона
традиционно выступает крупным получателем экономической и
научно-технической помощи из России для развития национальной
энергетики. Такие государства, как Иран, Ирак, Ливия - "опальные" в
международном плане, - заинтересованы в сохранении и развитии
сотрудничества с Россией, в том числе и в энергетике. Основным
приоритетом нашей внешнеэкономической деятельности в данном регионе
является формирование условий для участия российских компаний в
топливно-энергетических проектах в его странах, получение доступа к их
нефтегазовым ресурсам, к участию в создании крупнейших объектов
экспортной инфраструктуры, проникновение на внутренние розничные рынки
энергоносителей.
В практическом плане внешнеэкономическая деятельность в этом регионе будет направлена:
на закрепление российских позиций на энергетическом рынке Турции,
сохранение за Россией позиции основного поставщика природного газа на
турецкий рынок в условиях обострившейся конкуренции со стороны
Туркменистана (продвижение проекта "Голубой поток"), участие российских
организаций в строительстве газовых и электроэнергетических объектов на
территории Турции;
на стратегическое партнерство с Ираном, проведение согласованной
политики в области поставок природного газа, участие в разработке
газового месторождения Южный Парс, создание совместного предприятия по
осуществлению буровых и сервисных работ на нефтяных месторождениях
Ирана, поставку оборудования и материалов российского производства для
иранской нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности;
на реализацию закупки российскими компаниями иракской нефти в рамках
программы "Нефть в обмен на продовольствие", а также после снятия
санкций по отношению к Ираку - возобновление работ по освоению нефтяных
месторождений и реконструкции объектов ТЭК Ирака;
на расширение присутствия российских нефтяных и энергетических компаний
на рынке Ливии путем создания совместных предприятий в нефтяной отрасли,
участия в строительстве нефтегазовых объектов, в том числе
трубопроводов, на территории страны, поставок российского оборудования и
материалов для нужд ТЭК Ливии.
Сотрудничество со странами Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
В отношении стран Южной Азии, традиционно являвшихся крупными
потребителями российского энергетического оборудования и услуг, основная
задача - содействовать российским компаниям в восстановлении и развитии
наработанных взаимовыгодных связей в области энергетики, создавать в
этих странах "плацдарм" в виде совместных предприятий для освоения новых
рынков в других регионах. К числу приоритетных проектов в данном
регионе мы относим деятельность российско-вьетнамского совместного
предприятия "Вьетсовпетро", а также недавно созданного совместного
предприятия по строительству первого нефтеперерабатывающего завода во
Вьетнаме.
Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной
Азии - один из крупнейших рынков капитала. Отношения с этими
государствами должны строиться на принципах широкого взаимовыгодного
сотрудничества в энергетической сфере, включая:
совместное освоение топливно-энергетических ресурсов восточных районов
России, в том числе на шельфе тихоокеанских морей;
освоение нефтегазовых ресурсов шельфа Сахалина на условиях раздела
продукции (проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Сахалин-3");
освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения и сооружение
экспортного газопровода в Монголию, Китай, Южную Корею и Японию;
создание энергомоста "Россия -Япония".
В целом, азиатско-тихоокеанское
направление занимает особое место в системе приоритетов долгосрочной
энергетической политики России. Данный регион является быстро
развивающимся перспективным энергетическим рынком, крупным и активным
участником которого может стать Россия. Учитывая место энергетики в
экономике стран региона, можно с уверенностью предполагать, что
расширение сотрудничества в области энергетики станет стержневым
направлением в экономических отношениях России со странами региона и
даст сильный импульс стабильному экономическому развитию Восточной
Сибири и Дальнего Востока России.
США. Определяющим фактором в
отношениях с этой страной представляется заинтересованность России в
привлечении широкомасштабных инвестиций, кредитов и займов, технологий и
делового опыта для развития ТЭК, особенно с учетом того, что основная
группа транснациональных энергетических корпораций имеет американское
происхождение. Многие из них уже обозначили свое присутствие в России,
выступая одновременно как партнеры и конкуренты российским компаниям.
В последнее время вызывают серьезную
озабоченность попытки американских политиков и руководителей крупных
компаний использовать различные рычаги давления в целях дискредитации и
недопущения реализации ряда российских проектов в регионах, обозначенных
американцами зоной своих стратегических интересов. В первую очередь это
относится к занимаемой США позиции в отношении освоения и
транспортировки нефтегазовых ресурсов Каспия, а также реализации
российско-турецкого газового проекта "Голубой поток". В связи с этим
представляется целесообразным реализовать комплекс мер, обозначенных в
программе действий по обеспечению интересов России в Каспийском регионе,
которые в общем виде сводятся:
к проведению технико-экономических мероприятий, ориентирующих
нефтегазопотоки Каспия на территорию России (ввод в действие КТК и БТС,
наращивание мощности нефтепровода Атырау - Самара для вывода
дополнительных объемов казахстанской нефти на систему БТС, сооружение
газопровода "Голубой поток")
к активизации деятельности отечественных нефтегазодобывающих компаний,
реально работающих на Каспии (как в российском секторе, так и в
Казахстане и Азербайджане)
* * *
Таким образом, энергетическая
безопасность рассматривается правительством России в качестве одной из
приоритетных задач государственной политики. Целенаправленная
энергетическая дипломатия является важнейшим средством реализации
долгосрочной энергетической политики, обеспечивающим укрепление позиций
России и ее топливно-энергетического комплекса в мире и его регионах,
развитие взаимодействия на энергетическом пространстве стран СНГ и
повышение энергетической безопасности, отвечающей стратегическим
интересам нашей страны.
|