Подробная цифровая (электронная) политическая карта Ближнего Востока и стран Персидского залива
Карта транспортной системы (траспортные коммуникации) Ближнего Востока и Персидского залива - подробная электронная карта
Линдон Ларуш
(Из доклада на международной конференции в Абу-Даби «Роль нефти и газа в мировой политике».)
Современный мир стоит на перепутье своей истории. Если он пойдет по
пути, выбранному моим и некоторыми другими правительствами, то на одно
или несколько поколений вся цивилизация будет обречена существовать в
условиях, сравнимых с всеобщей тьмой, окутавшей Европу приблизительно
750 лет назад. Не следует притворяться, что такой угрозы не существует;
но все же мы должны ориентироваться на более обнадеживающие перспективы,
которые предпочтут разумные политические лидеры. Поэтому я буду
откровенно, но и с оптимизмом говорить о другом перекрестке — о Ближнем
Востоке.
История нефти в этом регионе началась с событий, связанных с планами
британского Военно-морского флота, и ставших известными как «Великая
война» 1914-1918 гг. Британская империя намеревалась использовать
добываемую здесь нефть в качестве нового топлива для боевых кораблей
взамен угля (дизельные установки взамен паровых котлов), что давало ее
ВМФ решающее стратегические преимущества.
С тех времен Ближний Восток стал для великих держав ареной борьбы за
стратегически важный экономический ресурс, добываемый в этом регионе, —
нефть. Но не только нефть определила судьбу Ближнего Востока. Доступная
нам история человечества свидетельствует, что задолго до открытия нефти
этот регион стал стратегическим перекрестком связей между Европой, Азией
и Африкой, каковым он является и сейчас. Так что с нефтью или без нее,
Ближний Восток сохраняет свое стратегически важное историческое
значение.
Сегодня существуют легкомысленные планы, включая, например, ставшие
предметом переговоров между США и Россией — попытаться ослабить
зависимость мировых экономик от ближневосточной нефти. Такая политика
способна лишь усилить хаос в уже сложившейся в мире взрывоопасной
валютно-финансовой и экономической ситуации.
Я надеюсь, что смогу убедить лидеров соответствующих стран отказаться от
таких экономически и геополитически безответственных и некомпетентных
шагов.
В рамках любой здравой стратегии организации мировой экономики,
ближневосточный регион останется одним из важнейших поставщиков нефти в
мире, по крайней мере, для одного или нескольких грядущих поколений. Так
будет, и это обусловлено экономическими причинами. Но, как и в других
мировых делах, особенно в свете отчаянной ситуации, сложившейся на
планете, наивно полагать, что якобы великие державы, или даже просто
сильные страны, будут трезво оценивать стратегические факторы ситуации.
Я говорю о нефти, но в историческом контексте, в рамках которого Ближний
Восток всегда был и остается важным стратегическим перекрестком
Евразии. Определив этот контекст, я возвращусь к нефти, как таковой,
рассматривая добычу и торговлю нефтью как ключевой фактор стратегической
важности для жизни Ближнего Востока как региона, со специфическими
экологическими и характерными культурными особенностями. Для оценки
перспектив Ближнего Востока, я рассмотрю три отчетливо выделяющихся, но
при этом тесно взаимодействующих фактора: экологический, экономический и
политико-стратегический, рассмотрение которых необходимо для прогноза
перспектив региона.
Оценим со стороны, как с орбитальной станции, прошлую и настоящую
экологию этого региона, как часть биосферы Земли. Представим себе
длительный исторический процесс таяния огромного евразийского ледника,
происходивший приблизительно 19 000 лет назад, когда уровень моря был
где-то на 120 метров ниже сегодняшнего. Проследим эволюцию
Средиземноморья в последующие тысячелетия. Отметим последнюю фазу
грандиозного высыхания когда-то богатых областей Сахары, Персидского
залива и Центральной Азии, превратившихся в пустыни. Такая панорама
прошлого самым решительным образом напоминает нам о том, что мы и так
знаем: в пределах ближневосточного региона вода, а не нефть имеет
первостепенное значение в числе прочих стратегически важных факторов. В
этом регионе, в основном входящем в ареал мусульманской цивилизации, и
простирающимся от Крыши мира на востоке, через Ближний Восток в Северную
Африку, на протяжении последних шести, или даже восьми тысяч лет
ведется непрерывная борьба с наступающей пустыней.
Сегодня мы располагаем научным потенциалом для того, чтобы взять этот
процесс под контроль, или даже обратить вспять постледниковые процессы.
Это и есть главный стратегический экологический вызов, препятствующий
реализации во всех отношениях мощного потенциала арабской цивилизации,
существующей на протяжении большей части последних двух тысячелетий.
Только в той степени, в какой будут сделаны существенные шаги по
внедрению технологий производства и распределения пресной воды, возможно
подключение других важнейших факторов развития. И тогда раскроется
скрытый внутренний потенциал ближневосточного региона — перекрестка
Евразии. Отдаленные перспективы ближневосточной нефти нужно
рассматривать только в контексте решения этой проблемы.
Решение проблемы пресной воды, которая переплетается с ролью нефти,
является обязательным фундаментом для оптимистических перспектив мирного
и политически стабильного развития ближневосточного региона. В
отсутствие необходимых для жизни условий вряд ли можно ожидать мира:
люди будут жить как волны «сухопутных пиратов», включая империю
монголов, в прошлом не раз накатывавшихся через Евразию на Европу и
Ближний Восток, подобно морским приливам и отливам. Без достаточного для
всех количества пресной воды не стоит надеяться на мир в этом регионе.
Концепция «наземных мостов»
Обратимся к ключевым экономическим вопросам. Для этого рассмотрим
огромный экономический потенциал региона с учетом его стратегического
положения в качестве евразийского перекрестка. В этом контексте очевидно
значение Суэцкого канала как артерии, связывающей Средиземное море и
Индийский океан. Однако хотелось бы указать на тот факт, что наземные
маршруты, проходящие по Ближнему Востоку, имеют гораздо большое
транспортное значение как для Евразии в целом, так и для связей между
Африкой и Азией в частности.
В бухгалтерском деле стоимость перевозки до места разгрузки любого
продукта морским или каким-либо другим путем нужно сопоставить со
стоимостью производства этого продукта и транспортировки до места
погрузки. Поэтому мы стараемся перевозить такие продукты, как нефть или
зерновые, имеющие относительно низкую себестоимость в расчете на единицу
веса, хотя и медленным, но дешевым водным транспортом. Чем глубже
переработка продукта на месте, тем выше его добавленная стоимость и,
следовательно, тем ниже процент стоимости транспортировки в конечной
цене. Значит, чем больше при переходе от сырья или полуфабриката к
конечному продукту реальная добавленная стоимость, тем выгоднее его
экспортировать. Выдающиеся экономисты и государственные деятелей Южной и
Северной Америки и Европы поняли этот принцип уже 150 лет назад.
До недавних пор водный транспорт играл главную роль в улучшении
материальных условий жизни человечества. Однако примерно 170 лет назад
немецко-американский экономист Фридрих Лист разработал концепцию,
воплотившуюся позднее в то, что стало известно как «революция железных
дорог». Ее успеху способствовало создание в США трансконтинентальной
системы железных дорог, что, в свою очередь, выдвинуло Америку в разряд
ведущих мировых экономических держав (при президенте Аврааме Линкольне).
После 1876 года американские методы, примером которого являлся опыт
создания трансконтинентальной железной дороги, были успешно заимствованы
Германией, Россией и многими другими странами, включая Китай.
Можно утверждать, что планы соединения Атлантического океана и Тихого в
восточном направлении (в Евразии –прим. перев.), как это сделали
Соединенные Штаты на американском континенте с востока на запад,
рассматривались Британской империей как угроза ее мировому морскому
владычеству, что привело в 20-ом веке к двум так называемым
геополитическим мировым войнам.
Известно, что сегодня в США существует влиятельная группа так называемых
«утопистов», готовая развязать на евразийском континенте новую
геополитическую войну с целью помешать развитию Африканского и
Азиатского континентов. Такое геополитическое направление в политике
идет вразрез с истинными национальными интересами США, экономика которых
уже подорвана нарастающим в мире валютно-финансовым кризисом. К
сожалению, такого рода взгляды характерны для некоторых весьма
влиятельных кругов.
Однако, какой бы не была политика США сегодня, реальности современного
мирового экономического кризиса вероятно приведут к некоторым
радикальным изменениям в политике и самом мышлении США уже в ближайшем
будущем. Без сотрудничества в области развития наземных перевозок и
транспортных магистралей на евразийском и африканском континентах вряд
ли можно надеяться на возрождение американской экономики в условиях
всеобщего кризиса. Если США хотят избежать мировых катастроф, которые
неизбежно разразятся в ближайшем будущем в результате проводимой сегодня
политики, они должны учитывать особую роль ближневосточного региона.
Подходы для разрешения стратегического кризиса лежат не в понимании
значения нефти как таковой, а в том, как поставить производство и
продажу этого ресурса на службу долгосрочным интересам всего региона.
Основой безопасности Ближнего Востока от внешних угроз являются
стабильность государств и их правительств внутри региона и стабильные
связи с соседними регионами. Для обеспечения этого не последнюю роль
играет развитие транспортной системы.
Преимущество современного наземного транспорта, такого как
железнодорожные составы на магнитной подушке, перед морским заключается
не только в скорости и дешевизне, но и в том, что с развитием
транспортных сетей вокруг них неизбежно развитие необходимой
инфраструктуры, что в свою очередь ведет к общему развитию конкретного
региона в целом. Примером может служить создание трансконтинентальной
железнодорожной сети в США. Она стала не просто системой транспортных
магистралей, а превратилась в мощный фактор экономического развития
некогда отсталых регионов запада страны. Инвестиции, вложенные в
развитие транспортной системы, возвратились сторицей от развившихся
вместе с ней сельскохозяйственной, горнодобывающей и
металлообрабатывающей отраслей промышленности. Отдача значительно
превосходила затраты на создание и содержание транспортной сети.
Железная дорога или транспортная система на магнитной подушке — не
просто связующий коридор, это стержень, вокруг которого идет развитие
всех прилегающих территорий с охватом от 50 до 100 км в глубину. Вдоль
него в подходящих местах выгодно размещать крупные агропромышленные
комплексы, а параллельно ему создавать магистральные системы
транспортировки воды и электроэнергии. Именно по такой схеме происходила
агропромышленная революция в США примерно 150 лет назад.
Концентрация транспортных, водных и энергетических ресурсов в таких
«коридорах развития» обеспечит их наиболее эффективное использование. И
наиболее эффективное использование общей земельной площади достигается
за счет концентрации развития в «коридорах». При условии постоянного
роста от магистральных «коридоров» будут ответвляться побочные, тем
самым охватывая весь регион.
Подобную схему в сочетании с научно-техническими достижениями
современности можно применить для преобразования внутренних районов
Азии, в том числе ее пустыней и тундры.
При разумном подходе к созданию «коридоров развития» конечная прибыль
всегда превзойдет все затраты. В то время как по такому «коридору» идет
поток товаров, в нем и вдоль него в узловых агропромышленных центрах
создается новая продукция на благо всего региона.
Повнимательнее взгляните на арабский мир, простирающийся от берегов
Атлантики до границ Ирана, Турции и до региона Кавказа; присмотритесь к
Суэцкому каналу и Синайскому полуострову, обратите внимание на водную
артерию, соединяющую Средиземное море и Индийский океан. Обратите
внимание, как благоприятны природные условия и ландшафт этого региона
для создания наземных «коридоров развития», соединенных морскими
портами. Подумайте об огромных объемах грузов, которые могли бы
доставляться на Ближний Восток по морю и по суше из Азии или Европы.
Сегодня Ближний Восток остается тем, чем и был еще до того, как были
возведены Великие пирамиды Египта — одним из важнейших перекрестков на
пути развития человеческой цивилизации. Этот регион представляется одним
из наиболее стратегически выгодно расположенных мест для концентрации
здесь производства и торговли.
Еще раз хочу подчеркнуть: переработка сырья и деталей в полуфабрикаты и
готовые продукты снижает долю транспортировки в конечной (общей)
себестоимости товара. Ближний Восток, как один из наиболее благоприятных
регионов мира для сосредоточения торговли и промышленности, может и
обязан сыграть важную роль в мировой экономике. Ему подходит роль не
«трубы» для передачи товаров, а площади первостепенного значения для
мирового процесса производства богатства.
Какова судьба ближневосточной нефти при таких условиях? Грамотное
распоряжение ближневосточной нефтью изменит и модель потребления
населения. Развитие производства в этой области приведет к увеличению
внутреннего потребления. Упор следует сделать на использование нефти и
газа в качестве источника развития химической и перерабатывающей
промышленности.
Стратегические вопросы
Каковы прогнозы относительно будущего ближневосточной нефти? Здесь следует ответить на три вопроса.
Первый. Каковы реальные альтернативы?
Второй. Какая из них вероятнее всего будет реализовываться, и кто будет делать этот выбор?
Третий. Приведет ли сделанный выбор к успеху или к крушению надежд
(подобно тому, как проводимая в течение 35 лет США и Европой политика
привела к вырисовывающейся на горизонте всемирной катастрофе)?
Если возобладает разум, то мир откажется от пагубной системы плавающих
валютных курсов, существующей с 1971 по 2002 год, в пользу системы
фиксированных валютных курсов, успешно функционировавшей в период с 1945
по 1965 год. В этом случае основные принципы системы 1945-1965 гг.
могут быть использованы в реформах, которые необходимо срочно провести
для спасения мировой экономики. Нужно внедрить валютно-финансовую
систему протекционистского толка с фиксированным курсом обмена валют и
золотовалютную резервную систему, подобную той, что существовала с 1945
по 1965 год.
За последние 35 лет США, Великобритания и ряд некогда процветающих
индустриальных держав фактически потерпели крах, ведомые утопической
иллюзией построения так называемого «постиндустриального» общества или
«общества потребления». Такая пагубная стратегия разрушила
существовавшую до 1965 года валютно-финансовую систему, которая служила
надежной основой экономического развития и процветания.
Сложившаяся же после 1971 года валютно-финансовая система и проводимая
политика так называемой «новой экономики» неизбежно ведут к полному
банкротству. Сегодня очевидно, что 35 лет назад США и Великобритания,
развернув в этом направлении всю мировую политику, совершили ужасную
ошибку. Сейчас настало время ее исправить. Необходимо возвратиться к
успешно опробованной здравой стратегии и в тесном сотрудничестве со
всеми странами приступить к оздоровлению глобальной экономики.
В условиях всеобщего банкротства мировой финансовой системы, одним из
важнейших условий ее оздоровления в течение реорганизации представляется
гарантирование долгосрочных низкопроцентных кредитов, направляемых на
создание базовой экономической инфраструктуры. В дальнейшем такие
целевые инвестиции послужат решающим стимулом для развития
промышленности и сельского хозяйства. Основная доля этих инвестиций
должна идти со стороны государства на условиях займа сроком от 25 лет и
более с низким уровнем простой процентной ставки.
При таких условиях неизбежен приток высоких технологий в самые отсталые
регионы мира. Действуя в рамках такой стратегии, потребуются
международные договоренности об установлении разумных условно
фиксированных цен на определенные категории товаров и продуктов на
установленный период времени. В первую очередь необходимо договориться о
«справедливых» ценах на энергоносители, особенно на нефть, так как они
имеют большое влияние на саму мировую систему кредитования. Я считаю,
что «справедливая» цена — это та цена, которая позволяет
государству-поставщику поддерживать объем и качество продукта в
соответствии с требованиями мирового рынка и с выгодой для себя.
Стабильные цены на основные сырьевые ресурсы, такие как нефть, в
сочетании с гарантированными долгосрочными и низкопроцентными
международными кредитами — вот залог успеха оздоровления мировой
экономики.
Принятие подобной программы действий — это вопрос выживания, а не
прихотей. На тонущем корабле ни один здравомыслящий человек не откажется
от свободного места в спасательной шлюпке.
Некоторые могут возразить, что сейчас мы живем в мире нарастающих
военных конфликтов, а валютная система 1945-1965 гг. развивалась в
мирных условиях. Это замечание справедливо. Однако, если мы все не хотим
увидеть закат человеческой цивилизации, нам необходимо создать
элементарные условия для мирного прогресса человечества, включая
основные экономические предпосылки.
Первым шагом к этому должно стать осознание, что «корабль» (мировая
валютно-финансовая система) тонет. Тогда, возможно, политические лидеры
во всем мире придут к выводу, что пора пересаживаться в «спасательную
шлюпку» и грести к «острову мира и процветания».
Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации,
либо размещены с разрешения государственных или частных организаций,
либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в
соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства
Российской Федерации.
|