Четверг, 25.04.2024, 01:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Информация по ТЭК
















Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

СТАТЬИ

Главная » Статьи » Мои статьи

Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» выводит Россию на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона

Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» выводит Россию на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона


http://energyland.info/analitic-show-38373
28.12.09 16:24
В последние дни декабря 2009 г. председатель правительства РФ Владимир Путин запустил в эксплуатацию нефтепроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью сорта «ВСТО».
 Путин отметил, что «это большое событие для отрасли и региона... это завершение одного из крупнейших проектов в современной России. Да и не только в современной России. И для бывшего Советского Союза такой проект был бы грандиозным...

По протяженности вся система больше, чем БАМ. Мы приняли решение о начале работ 31 декабря 2004 года. За 5 лет завершили практически все, что задумали. И средства немалые вложены - 360 млрд рублей на саму систему и еще плюс 60 млрд рублей на порт "Козьмино", где мы сейчас находимся...

Для России это действительно серьезное событие. Это стратегический проект, потому что он позволяет нам выйти на совершенно новые, растущие, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня Россия здесь присутствует, но в недопустимо малом объеме. И сегодняшнее открытие трубопроводной системы и порта "Козьмино" предоставляет нам совершенно новые возможности...

Но дело не в том, что мы собираемся просто продавать нефть. Это - современные технологии, это толчок в развитии Дальнего Востока и Восточной Сибири. Более 3 тысяч новых рабочих мест. Во время работы были загружены дополнительно металлургические предприятия. А они, в свою очередь, давали заказы шахтерам... удалось все это сделать, завершить работу в условиях мирового финансового и экономического кризиса без сбоев.

Люди работали в очень тяжелых условиях: в непроходимой тайге без всякой инфраструктуры, без электроснабжения. И теперь это все создано. Создано талантом, трудом инженеров, рабочих. Действительно, большое событие... Я вас поздравляю. Это отличный подарок России к Новому году». (Цитата по: РИА «Новости»)

Церемония проходила на территории специализированного морского нефтепорта «Козьмино» - конечной точкой ВСТО. Первая партия нефти отправлена в Гонконг.

Геополитическая роль ВСТО

ВСТО призван диверсифицировать поставки российской нефти и открыть для страны новый перспективный рынок сбыта  – рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, потребности которого в нефти непрерывно возрастают. В период реализации ВСТО у России сложились доброжелательные и коммерчески выгодные отношения с Китаем, на потребление которого в значительной степени ориентирован проект. Не менее важная цель проекта - освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в этих регионах.

Маршрут нефтепровода


Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) – Усть-Кут (Иркутская область) – Ленск (Якутия) – Алдан (Якутия) – Сковородино (Амурская область). Конечная точка нефтепровода – спецморнефтепорт «Козьмино» (Приморский край). Протяженность линейной части 2694 км,  мощность - 30 млн.тонн нефти в год. По территории Иркутской области проходит 984 км трассы, Якутии- 1458 км, Амурской области – 252 км. От Сковородино нефть железнодорожными составами весом от 4,5 до 4,8 тыс. тонн будет направляться к Тихому океану. Объемы перевалки достигнут 15 млн.тонн в год. Еще 15 млн.тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. В рамках ВСТО-1 построено семь нефтеперекачивающих станций (НПС).

Правовая основа проекта

Реализация проекта строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» осуществляется согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1737-р. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 26 апреля 2005 года № 91 были определены этапы строительства Восточного нефтепровода. Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) - район Усть-Кута (Иркутская область) - город Казачинское (Иркутская область) - город Тында (Амурская область) - город Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн. тонн нефти в год. Однако по распоряжению Владимира Путина с учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал.

История строительства и основные объекты

Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода была произведена 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет в Иркутской области. Работы велись на разных участках трассы в Иркутской и Амурской областях. В мае 2007 года был завершен переход самой сложной водной преграды - реки Ангары в районе города Братска. Знаменательной датой в истории Восточного нефтепровода стало 4 октября 2008 года - в реверсивном режиме начал работать участок «Талакан-Тайшет». В середине марта 2009 года прошла торжественная церемония сварки 2500 км трассы ВСТО в районе города Олекминска в Якутии.

Вместе с сооружением линейной части Восточного нефтепровода на всем протяжении трассы велись работы по созданию линий электропередач, дорог, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, очистных сооружений, средств связи и автоматики. Возведен резервуарный парк на головной НПС в Тайшете - пять резервуаров емкостью по 50 тыс. тонн каждый и еще два – по 5 тыс.тонн. Еще одно важное событие – форсирование реки Лена - состоялось в начале апреля 2009 года.

К 30 сентября 2009 года были завершены гидроиспытания линейной части ВСТО-1, и началось заполнение нефтью оставшихся участков трубопровода. 22 октября началось заполнение объектов спецморнефтепорта «Козьмино» технологической нефтью - нефть доставлялась в железнодорожных цистернах со станции Мегет Иркутской области. А в ноябре 2009 года железнодорожные составы с технологической нефтью были отправлены из Сковородино. 24 ноября завершено комплексное опробование основного и вспомогательного оборудования порта «Козьмино» – уникального по российским и мировым меркам морского нефтепорта, сооруженного с использованием самых современных технологий, позволяющих минимизировать негативное воздействие на природную среду.

Заполнение нефтепровода

Полностью обеспечено заполнение ВСТО. Сегодня основными поставщиками нефти являются «Верхнечонскнефтегаз» и «Сургутнефтегаз». Кроме того, выданы техусловия  «Роснефти», ТНК-BP, Иркутской нефтяной компании, «Славнефти», «Юралс Энерджи», «Таас-Юрах Нефедобыча». Основными источниками заполнения Восточного нефтепровода являются Ванкорское, Верхнечонское и Талаканское месторождения. Одно только Ванкорское месторождение к конце 2010 года должно выйти на уровень добычи в 11-12 млн.тонн нефти. Для обеспечения привлекательности освоения ресурсов Восточной Сибири правительством было принято решение об установлении нулевой экспортной пошлины. В список «обнуленных» месторождений входят Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Талаканское месторождение, включая Восточный блок, а также Алинское, Среднеботуобинское, Дулисьминское, Верхнечонское, Куюмбинское, Северо-Талаканское, Восточно-Алинское, Верхнепеледуйское, Пилюдинское и Станахское. Правительство рассматривает вопрос о расширении этого списка до 22 месторождений. Кроме того, проект послужит мультипликатором для освоения месторождений и дальнейшего развития геологоразведочных работ в регионе.

Стоимость проекта


Стоимость строительства нефтепровода корректировалась в процессе строительства. На него повлияли общая инфляция, опережающий инфляцию рост цен на цемент и трубную продукцию, изменение маршрута нефтепровода в связи с экологическими соображениями, уточнение смет в связи с прохождением маршрута в сложных геологических и природно-климатических условиях, необходимость сооружения дополнительной инфраструктуры (прежде всего дорог) в труднодоступных районах.

Сорт нефти «ВСТО»

Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals  – она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием «ВСТО».

Мнения экспертов о вводе в строй первой очереди ВСТО

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, главный редактор портала «Восточный нефтепровод» Дмитрий Орлов считает, что «нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» дает России свободу выбора. А свобода выбора транспортировки энергоносителей – это и есть гарантия суверенитета и национальной энергетической безопасности. Россия – активный игрок на европейском рынке нефти, однако на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона она вплоть до недавних времен практически не была представлена. ВСТО решает эту проблему. Политическая воля руководства России, стратегическое партнерство с Китаем и адекватные поставленным задачам технические, технологические и организационные возможности «Транснефти» - вот то сочетание факторов, которое позволило осуществить первый этап этого грандиозного проекта».

Диверсификация экспортных поставок нефти, проводимая правительством России,  по мнению аналитика Advanced Research Михаила Бакулева, это «необходимый шаг в развитии нефтяной отрасли России. Кроме того, по прогнозам, предполагается существенное увеличение спроса на нефть именно в странах АТР, а не Европы, поэтому развивать это направление вполне логично. Тем более что это дает существенный стимул к развитию сырьевой базы Восточной Сибири».

Как считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, «запуск ВСТО-1 позволит компаниям увеличить расходы на геологоразведочные работы в Восточной Сибири, поскольку вопрос транспортировки решен -- найден канал сбыта нефти. Однако это в перспективе, через год-два. В  ближайшее время ВСТО будет полностью заполнен нефтью из уже разведанных запасов».

По мнению консультанта НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Андрея Чернявского, «не исключено, что в будущем российская нефть будет в первую очередь ассоциироваться с маркой «ВСТО».

Аналитик ИК «Финам» Александр Еремин полагает: «не исключена вероятность того, что сорт «ВСТО может – ориентировочно через пять лет – стать ценовым маркером. Прежде всего, это может коснуться стран Азиатско-Тихоокеанского региона».



Основные показатели и общие характеристики объектов проекта «ВСТО»:

q1.jpg
q2.jpg
q3.jpg
Отдел по связям со СМИ ОАО АК «Транснефть» для EnergyLand.info
Категория: Мои статьи | Добавил: MisFir (28.07.2010)
Просмотров: 1504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОЛЕЗНОЕ
Scholar.ru - Поиск научных публикаций
Поиск

Диссертация по ТЭК © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz